На 102 километре КБЖД располагается одна из наиболее популярных туристических достопримечательности этой дороги – так называемая Итальянская стенка. Сооружение представляет собой подпорную стенку, соединенную с относительно короткой каменной галереей (Галерея №8 Малая Шумихинская).
Название достопримечательности напоминает о том, что в проектировании и постройке КБЖД принимали участие специалисты (инженеры и каменщики) из Италии. Данное сооружение было построено под руководством итальянского подданного архитектора Л.Феррари. Строительство проходило летом 1905 года в крайне сжатые сроки: с 10 мая по 1 августа. Строители торопились, поскольку шла Русско-Японская война и армия остро нуждалась в железнодорожном сообщении для переброски грузов.
Характерной особенностью итальянской стенки являются глухие каменные арки. Проезжая по КБЖД можно обратить внимание, что большинство других подпорных стенок выполнено в виде плоской или слегка изогнутой стены, либо нескольких стен располагаемых уступами. Но в данном случае итальянцы применили хорошо знакомый им инженерный прием, при котором нагрузка воспринимаемая стенкой ложится на своды арок. При этом внутри арок строится только тонкая ненесущая стенка, и пространство под арками частично остается свободным. За счет этого достигается экономия материала и сокращение времени строительства. Так что красота конструкции в данном случае определяется вполне рациональными причинами, наглядно демонстрируя известный классический принцип архитектуры: «польза, прочность, красота».
Можно отметить следующие интересные моменты:
Сохранившееся на данный момент сооружение это по сути – недострой. Изначальный проект предполагал укладку железного свода над итальянской стенкой, для создания протяженной противообвальной галереи. Но по каким-то причинам железные листы перекрытий не были поставлены на стройку, а в дальнейшем к проекту не возвращались. Однако в таком виде постройка выглядит пожалуй даже живописнее.
Подпорные стенки подобного типа были установлены еще в двух местах КБЖД: на 100 км, возле галереи № 6 Березовая и на 96 км пути. Однако, в 1970-х стенку на 100 км разрушило сильным горным обвалом и до нашего времени от нее остались лишь руины, а на 96 км Кругобайкалки ее частично разобрали строители, которые возводили вторую часть дороги в период с 1911 по 1915 гг. Таким образом, в настоящий момент уникальная подпорная стенка сохранилась только здесь - на 102 км КБЖД
Галерея №8, соединенная с Итальянской стенкой, была действующей до 1956 года. Но после переноса главного хода Транссиба, путь, идущий через галерею, был разобран.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: