Графа Николая Муравьёва-Амурского каждый знает в лицо, сам того не подозревая: памятник ему изображён на пятитысячной купюре. Обидно, что ныне заслуги его подзабыты. А ведь именно этот выдающийся государственный деятель увеличил территорию России более чем на 1 миллион квадратных километров, что равно суммарной площади нескольких европейских государств, отменил крепостное право за Уралом, практически победил коррупцию, дал импульс экономическому развитию региона и создал проект Великого Сибирского пути, который закреплял его достижения.
На посту губернатора Тульской губернии Муравьёв пытался облегчить жизнь крестьян, боролся с коррупцией чиновников, а в отчёте о своей первой ревизии указал на неудовлетворительное состояние тюремных помещений, упадок сельского хозяйства, для помощи которому он планировал учреждение в Туле губернского общества сельского хозяйства. Вместе с отчётом Муравьёв подал монарху записку о положении крестьян, где изложил своё видение необходимой реформы. Известно, что в ответ император назвал его "либералом". Однако вместо санкций взял да и назначил генерал-губернатором Восточной Сибири.
Николаю Николаевичу на тот момент было 37 лет.
Чтобы разумно распоряжаться вверенными ему землями, Николай Муравьёв лично изучил край. 15 мая 1849 года он выехал из Иркутска и вдоль реки Лены направился в Якутск и дальше, через горные хребты, на Тихоокеанское побережье — в русский порт Охотск. Всего 1100 вёрст по сопкам и болотам. В пути властитель Восточной Сибири общался с местным населением, проводил ревизии волостей и уездов, искал земли, пригодные к заселению крестьянами. В путешествии за Николаем Николаевичем повсюду следовала его жена.
"Клубок интересов Англии и Франции в Японии и Китае так сплёлся, что политическая обстановка здесь меняется с необыкновенной быстротой не в пользу России... Я убеждён, что железная дорога от устья Амура сделалась теперь такой необходимостью, что нельзя жалеть на это огромных капиталов и многолетних трудов, которых она может стоить". Из письма Николая Муравьёва великому князю Константину Николаевичу. 1857 год
Николай Муравьёв содействовал в изучении и освоении края Геннадию Невельскому. Адмирал провёл несколько экспедиций, в ходе которых стало известно, что Сахалин — остров, а владение Амуром гарантирует выход к Тихому океану.
Железная дорога — становой хребет России. Сложно представить, что были времена, когда добраться от края до края нашей страны было почти невозможно. Всё изменилось во многом благодаря воле губернатора Восточной Сибири Николая Муравьёва-Амурского, который первым выступил с проектом Великого Сибирского пути.
Николай Муравьёв понимал, что для обороны и экономического развития края нужна железная дорога, и был одним из инициаторов проекта Великого Сибирского пути -будущей Транссибирской магистрали. Он трижды подавал императору проект Сибирской железной дороги. В 1856 году Александр II на докладную записку адмирала Геннадия Невельского "О деятельности Амурской экспедиции", где тот писал о необходимости строительства железной дороги, ответил: "С данной просьбой граф Н.Н. Муравьёв-Амурский обращался к покойному батюшке Николаю Павловичу. Но Сенат отклонил данное предложение. И мы отклоняем этот дорогостоящий проект". За заслуги перед Отечеством Николай Муравьёв получил множество наград, но главная — его двойная фамилия: Муравьёв-Амурский.
Однако губернатор знал: рано или поздно в Петербурге признают, что без дороги нельзя, поэтому и готовил проекты железнодорожной линии. По его просьбе военный инженер Дмитрий Романов сделал расчёты по веткам от Амура до залива Де-Кастри, позже ставшим частью Транссиба. И хотя эти изыскания не получили практического применения, сама идея о Великом Сибирском пути приобрела, как мы бы сейчас сказали, вирусный характер. Её обсуждали в салонах, на заседаниях правительства, в печати.
В следующие десятилетия от представителей иностранного капитала поступило несколько предложений о строительстве железной дороги в Сибири. Французы, например, претендовали на получение концессии на европейско-азиатский транзит, рассчитывая на этом неплохо поживиться, англичане надеялись на барыши от вывоза лесных богатств из Сибири. У немцев имелись интересы, связанные с перспективой торговли с Китаем и Средней Азией: они уже подсчитывали доходы от железнодорожных поставок. Все эти предложения русское правительство отвергло.
Граф Муравьёв-Амурский не дожил до строительства Транссиба, которое началось десять лет спустя после его смерти, в 1891 году, а завершилось в 1916-м. Но именно Муравьёва-Амурского, "Петра Первого Сибири", заслуженно считают отцом этого грандиозного проекта.
В декабре 1990 года останки генерал-губернатора Восточной Сибири самолетом Аэрофлота в специальном саркофаге были доставлены во Владивосток. Определили и место захоронения Муравьева-Амурского - на полуострове, носящем его имя. Церемония захоронения была намечена на воскресный день, 21 сентября 1991 года. Саркофаг с прахом Н. Н. Муравьева-Амурского установили в Доме офицеров флота, и в тот же день тут прошла заупокойная литургия.
Материал взят с сайта: https://dzen.ru/a/YaXM3pqNyR4BixUD