Южный речной вокзал [MV/30901]

Южный речной вокзал
Южный речной вокзал
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Исторический
Музей/экскурсия
Природный
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Нагатинский Затон р-н
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
5.00Нашли: 3
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Библиотека
Библиотека
Оранжерея
Оранжерея
Буксиры
Буксиры
Метеор "Восход"
Метеор "Восход"
Автор: DenSol
Создан: 09.03.2024
Опубликован: 10.03.2024
(отредактирован: 10.03.2024)

Описание окружающей местности

Рост пароходного и речного движения по Москве-реке начался только в XX веке, в конце 30-х годов. Начало этому положило строительство канала Москва-Волга (ныне — Канал им. Москвы), который соединил столицу с главной рекой России. Именно появление канала стало опорной точкой возведения речных вокзалов — сначала Северного, потом Южного.

Южный речной вокзал несколько раз менял своё местоположение. С 1932 года он находился в Кожуховской (Южной) гавани Московско-Окского управления речного пароходства, расположенной на берегу Москвы-реки около деревни Кожухово, выше Перервинской плотины.

Перед войной вокзал перенесли выше по течению реки, организовав его в специально построенном деревянном здании, расположенном на месте нынешней Академии водного транспорта. В 1972 году деревянное здание передали Московскому филиалу ЛИВТа под лабораторный корпус, а Южный речной вокзал разместили на установленном поблизости на этом же правом берегу Москвы-реки дебаркадере. Следующее здание было возведено на левом берегу.

Первое здание Московского речного вокзала было построено в 1932 году по проекту Романа Хигера и находилось по адресу Варшавское шоссе, д. 3, у Даниловского моста. Южная (Кожуховская) гавань тогда была конечной точкой Московско-Окского водного пути. Отсюда отправлялись пароходы, идущие на Оку, Волгу и Каму. Здание состояло из двух павильонов — пригородного и основного — соединённых одноэтажным переходом, и было построено из дерева. Только центральные части павильонов были сложены из кирпича. Лёгкий первый этаж контрастировал с восьмигранной вершиной двухэтажного центрального павильона. Вертикальная ось восьмигранника продолжалась куполом и завершалась шпилем, увенчанным шаром — в нём предполагалось установить сильный источник света.

В проекте вокзала большое внимание уделялось гармонии цвета и плавному переходу одного пространства в другое. Колоннада главного вестибюля пересекалась перспективой на парадную лестницу, которая вела в зал ожидания, расположенный в восьмиграннике второго этажа. Там же располагался ресторан, купол которого был окрашен в тёмно-ультрамариновый цвет и покрыт рельефными звёздами, передавая настроение южного неба. Первый этаж основного павильона делился на целевые зоны: слева находились комнаты матери и ребёнка, справа — служебные помещения, на втором этаже — гостиница для пассажиров. В отделке использовались разные оттенки жёлтого и кофейного цветов, но при переходе в зал ожидания кессоны потолка окрашены в ультрамариновый цвет, чтобы подготовить зрителя к восприятию интенсивно синего купола. В пригородном павильоне находились зал ожидания, кассы и уборные комнаты. Цветовое решение интерьера гармонировало с основным павильоном: использовались светло-кофейные, жёлтые и кирпичные оттенки. На момент строительства вокзала уже существовал план реконструкции района, поэтому здание было поставлено на земляную насыпь и считалось временным.

С 1972 года, после углубления Новинского рукава, Южный речной вокзал был переведён ниже по течению и располагался на временном дебаркадере, стоявшем у правого берега реки Москвы на Нагатинской набережной (современный причал «Кленовый бульвар», в районе пересечения набережной и одноимённого бульвара, вблизи Нагатинского метромоста). Прежнее деревянное здание вокзала было разобрано в связи с реконструкцией Нагатинской набережной.

Находящийся на дебаркадере вокзал обслуживал пассажиров транзитной линии Москва — Горький — Москва (маршрут Московская кругосветка), местных линий Москва — Рязань, Москва — Константиново.

В 1979 году приступили к проектированию нового здания Южного речного вокзала на левом берегу Нагатинского спрямления. В 1985 году строительство здания Южного речного вокзала из железобетонных конструкций с большой площадью остекления было завершено.

Длина причальной стенки МЮРВ, входившего в то время в состав Московского пассажирского управления Московского речного пароходства, составила 501 погонный метр. Первые четыре причала предназначались для приёма транзитных пассажирских и туристических судов, пятый и шестой причалы — для водоизмещающих теплоходов, работающих на внутригородских линиях, седьмой, восьмой и девятый причалы, оборудованные банкетками, предназначались для швартовки СПК типа «Ракета».

Позднесоветский Южный речной вокзал был построен в 1985 году и открыт для пассажиров с 1986-го. Некоторые источники приписывают авторство проекта Алексею Рухлядеву, архитектору Северного речного вокзала Москвы. Однако Алексей Рухлядев умер в 1946 году, тогда как современное здание вокзала построено в 1985-м. Согласно другой версии, автором проекта современного Южного речного вокзала является Юрий Коган, архитектор Гипроречтранса и автор аналогичных сооружений в Самаре и других городах. Новое двухэтажное здание вытянуто вдоль берега и выдержано в стиле советского модернизма с характерным массовым остеклением и общим урбанистическим дизайном. Декоративным украшением здания занимался художник Борис Орлов. На фасаде здания была расположена скульптурная группа, автором которой был Салават Щербаков: пять женских фигур символизировали пять морей, с которыми Москва соединена водными путями: Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Чёрное. На торцевой части фасада находилась ещё одна скульптура — большой компас с символом Москвы в центре. Здание венчал высокий шпиль с наконечником в виде силуэта парусника. Первым от вокзала отправился теплоход «Павел Юдин», туристическим рейсом до Астрахани.

С начала 2000-х годов в здании вокзала располагалась ярмарка детских товаров. Руководство вокзала в 2008 году сообщало о намерении провести реконструкцию всей территории и сохранить все его функции. Однако после ремонта 2013 года со здания исчезли скульптуры и знак «Южный речной порт».

Последний раз в Южном речном порту проходило праздничное открытие сезона прогулочной навигации в 2012 году, с 2013-го мероприятие проходит на причале парка им. Горького.

По сведениям ТАСС, в мае 2017 года Правительство Москвы обращалось в Арбитражный суд столицы с иском о сносе здания вокзала как незаконной постройки. В иске было указано, что здание было реконструировано незаконно и с «существенными нарушениями градостроительных норм». Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2018 года в иске было отказано.

В процессе последующей реконструкции здание было полностью снесено за исключением одной кирпичной стены, сохраненной внутри интерьера нового здания с экспозиционной целью: «внутри [реконструированного] здания сохранен оригинальный фрагмент кирпичной стены 1985 года», сообщает портал московской мэрии в 2023 году.

С этой аутентичной краснокирпичной стеной вы сможете ознакомиться в лектории. Действительно, она там есть.

В апреле 2021 года началась масштабная реконструкция вокзала, фактически оно было возведено заново с изменением материалов, пропорций и декора.

Открытие нового здания состоялось 28 апреля 2023 года.

Первый рейс круизного теплохода после ремонта прибыл на Южный речной вокзал 8 мая 2023 года. Открыл новую страницу в истории вокзала теплоход «Бородино».

 

Любопытные факты:

🚤 Тема цвета была основной при создании концепции первого здания Южного речного вокзала (арх. Роман Хигер). Главной «изюминкой» здания был ультрамариновый купол ресторана с рельефом светлооранжевых колец — звезд. По задумке, это была имитация южной ночи.

🚤 Современное здание Южного речного вокзала, спроектированное в 1985 году Юрием Коганом, по форме напоминает палубу корабля. Изначально вокзал был рассчитан на 250 человек, в нем было кафе на 75 мест, почта, междугородний телефон, небольшая гостиница и даже комната матери и ребенка.

🚤 Пять женских скульптур на фасаде Южного речного вокзала символизируют пять морей, с которыми связана столица, — Черное, Каспийское, Азовское, Белое и Балтийское. Оригинальные фигуры были сделаны из монолитного бетона длиной 3,5 метра и весом около 3,5 тонн каждая.

🚤 В годы Великой Отечественной войны Южный речной вокзал и причалы Южного речного порта стали центрами эвакуации и снабжения столицы по водным путям: здесь на баржи грузили музейные ценности и оборудование заводов, эвакуировали жителей и принимали сотни судов с дровами для снабжения города топливом.

Современный Южный речной вокзал имеет в своей конструкции четыре этажа:

- 4 этаж – летняя терраса, закрытая на зиму;

- 3 этаж – смотровая площадка, выставочное пространство;

- 2 этаж – конференц-зал, оранжерея, библиотека, веранда, смотровая площадка, ресторан;

- 1 этаж – гардероб, туристический центр, кафе, зал ожидания, выход на причал.

От причала Южного речного вокзала можно уехать на электрабле в ту тили иную сторону. Расписание этих самых электраблей. Заодно можно и одноимённый тайник взять, тем более в отзывах к нему я подробно описал прогулку, в том числе, по данному маршруту.

Под одной верандной крышей непосредственно с Южным речным вокзалом расположено выставочное пространство музея транспорта Москвы. А именно – в соседнем здании, но под одной верандой и напротив причала Электраблей расположена выставка «Москва-река пассажирская», посвященная речному городскому транспорту.

В пяти частях представлены ключевые события в истории освоения рек:

- Часть I. 1775 – 1917. О начале развития судоходства по Москве-реке;

- Часть II. 1917 – 1941. Формирование культуры речных перевозок и первые «речные трамваи»;

- Часть III. 1941 – 1945. Южный речной вокзал и порт - центр эвакуации и снабжения Москвы;

- Часть IV. 1945 – 2006. Знаменитые отечественные разработки - речная «Ракета» Ростислава Алексеева;

- Часть V. 2023 – будущее. Про то, каким мы видим столичный речной транспорт сегодня и каким он может стать в будущем.

 

Время посещения: Ежедневно 8:00 – 20:00

Список использованной литературы:

1. Департамент транспорта Москвы

2. Википедия

3. Трипстер

 

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Natic (23.04.2024 23:02:31)
Побывала сегодня после работы. Ехала на метро до "Технопарка", потом пешочком чуть больше километра.
Понравилось практически всё - красивое современное здание речного вокзала, интерьеры, широкая и чистая набережная, а главное - полное безлюдье! Безлюдье везде! На набережной, на подступах к зданию вокзала и музею, внутри на всех этажах. Здорово! Не люблю толпы!!! Внутри на всех этажах встречались только охранники в песочной форме. Вот их было предостаточно. :-))) Один, на третьем этаже, разговорился со мной, когда я рассматривала большую фотографию теплохода на стене, пытаясь различить его название. Он стал рассказывать о разных речных и морских судах - оказалось, до недавнего времени ходил на рыболовецком траулере в Мурманске, да и в заграничных походах бывал.

Библиотека, да, приятная, уютная. На полках соседствовали Достоевский с Островским (не Александром Николаевичем, а Николаем) :-) и Чехов с Булгаковым. Я с интересом принялась рассматривать большие тематические фотоальбомы с прекрасными профессионально сделанными фотографиями - они лежали на всех столиках.

Открытая веранда - она же смотровая площадка была открыта, и я охотно и с интересом походила по ней, сделав фотографии с высоты и с разных ракурсов, получив при этом эстетическое удовольствие от чудесного оформления - удобные лежаки, плетёные кресла, много зелени.

В музей, естественно, тоже зашла. Но вот в нём экспонатов показалось маловато, можно было бы и побольше. Но оформление и здесь - красиво и со вкусом. Провела в музее ровно столько времени, чтобы осталось около 15 минут до ближайшего рейса электрокораблика в 18:30 до ЗиЛа. Первый раз, когда специально каталась на этом речном чуде-юде для взятия соответствующего тайника, мне не понравилось.
Вот решила второй раз попробовать. И, о, чудо! Мне понравилось. Кораблик на сей раз звался "Сетунь". И главное (!!!) народу на нём было всего я да ещё три человека. Свободно, просторно, солнышко светит, вода в его лучах серебрится. Наверное, поэтому-то и понравилось, что шумливой толпы и забитости всех мест не было, как в прошлый раз. И мне показалось даже, что скорость на сей раз была намного выше! И кофе, взятый перед отплытием в "шайбе" был необыкновенно крепок и ароматен!

Поэтому совет: катайтесь на электро-водо-трамвайчиках только в будни!!!

Спасибо автору! Понравилось. Автозачёт.

Aleslav (06.04.2024 20:31:28)
Сегодня были на вокзале. Интересное место. Ответы нашли. Посмотрели кораблики. С ботом прикольно отвечать на вопросы. Зачёт. Денису спасибо.
mmm1863 (13.03.2024 14:59:06)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.