Субурган (монг.) — буддийское (ламаистское) культовое сооружение, хранящее священные реликвии, гробница лам в Монголии, Бурятии, Калмыкии, тип ступы. Это непременный атрибут буддийского монастыря, но возводятся они также и в других сакральных местах. В архитектуре субургана сплелись традиции древнейших буддийских построек (ступ) и могильных курганов кочевых народов. Он имеют форму колокола или полусферы (это его главная часть — дарохранительница), покоящейся на пьедестале. Венчает субурган шпиль из тринадцати горизонтальных колец или ступеней, завершающийся важнейшим буддийским символом — Колесом Закона. Субурганы получили распространение в Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве.
Буддисты уверены, что ступы обладают магическими силами добра, вносящими гармонию в жизнь, очищающие ум от жадности и корысти, наполняющие сердца любовью ко всему живому на земле. Есть версия, что ступы появились после смерти Будды Шакъямуни. Его прах был поделен на восемь частей и захоронен в восьми ступах. Этот ритуал закладывания в ступу праха высокого ламы или его ритуальных предметов сохранился до наших дней. Считается, что и после смерти все это дарит энергию сострадания, любви и добра всем, кто вступает в магический круг ступы.
Субурган хана Дондог-Даши, выдающегося государственного деятеля калмыцкого народа, возведен на кургане Чиндерта, расположенном в юго-восточной части Прикаспийской низменности.
«Дондог-Даши (Дондук-Даши) — седьмой калмыцкий хан из рода Хо-Урлюка, переселившегося в 1630 г. из Чжунгарии в пределы России, сын Чакдорджаба, внук хана Аюки . Дондук-Омбо , умирая (1741), назначил себе преемником 10-летнего сына Рандула. Еще до утверждения его русским правительством в правах на ханство, мать Рандулы Джан стала присваивать себе ханскую власть и казнила многих влиятельных калмыцких князей. Ввиду этого русские власти отстранили вдову Дондук-Омбо и ее сына от власти, и на престол был возведен Дондук-Даши. Первые 16 лет он управлял калмыками в качестве наместника, а с 1757 г. до смерти (1761) — в звании хана.» (Из Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Дондог-Даши получил домашнее образование, хорошо владел калмыцким и русским письмом, обладал не только сильной волей, но и глубоким умом. Он умело учитывал изменчивые условия времени, видел общественные перспективы. Так, ему удалось погасить междоусобные раздоры нойонов, наладить конструктивные отношения с царской администрацией (его даже приглашали на коронацию царских особ). Хан понимал необходимость сочетания кочевого скотоводства с земледельческим направлением, придавая важное значение строительству городов — будущих культурных и экономических центров Калмыцкого ханства. Дондог-Даши пользовался неподдельным авторитетом у своих подданных, уважением российского правительства и в монголо-тибетском мире. Под его руководством были разработаны дополнительные правовые постановления к известным монголо-ойратским законам 1640 года.
Вошел Дондог-Даши в историю и как автор первого в мире(!) закона о всеобщем образовании. «Если сыновья знатных людей не будут обучаться монгольской грамоте, то с отцов таковых взыскивать по трехгодовалому барану, а с людей низкого звания брать по 15 копеек, детей их отдавать по-прежнему для обучения учителю. Если чей-то сын не будет учиться до 15 лет, то таковых штрафовать». Вот так еще в 18 веке государственные деятели ценили грамотность.
Подробнее о деятельности хана Дондог-Даши, его жизни и смерти, а также о значимости кургана Чиндерта для национальной истории калмыцкого народа можно прочитать здесь — www.bumbinorn.ru/2006/02/03/suburgan_khana_dondogdashi.html
Этот тайник был создан в ходе нашего путешествия по Калмыкии (и немного по Дагестану), совершенного в июне 2008 года. Материал об этой поездке опубликован в августовском номере 4x4 Club и скоро появится на сайте журнала www.media.club4x4.ru
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: